Ясный шепот во мраке безумия... Беглым взглядом, рассеивая светом фонаря застоявшийся мрак, ищешь следы присутствия людей. Тех, что носят с собой секреты. Злорадный женский смех и больной хохот ребенка. И в глубине его кто-то невидимый нашептывает - спешите к молитве. Какие изощренные бесы в закоулках разума zaurus crew…
Тем кто уже поставил моду 10 из 10, уже наградил званием мод года и откровение десятилетия, а так же тем чье мнение определяет админ, стример или другой оператор центральной нервной системы, рекомендую закрыть текст и никогда не читать его. Вас будет нещадно воспламенять и бомбить.
Начинаю...
После вступления из весьма невыразительного, малоинформативного и затянутого ролика главный герой в роли бандита Грека просыпается в темной пещере. Довольно потираю ладони. Ну посмотрим какие загадки нам Заурус приготовил. Выхожу наружу, какой-то персонаж в маске подсказывает где приблизительно найти ближайших людей. Хорошо. Побегаю по пустой Свалке и поищу. Натыкаюсь на людей в черном. Один из них кричит Греку: «Тьма наступает!». Предлагает бежать, да поскорее. Заезжено конечно. Ну да ладно. А вот не хочу и не пойду. Что будет? Нас все равно выталкивают на Кордон. И… И начинается скучная и нудная беготня от локации к локации от персонажа к персонажу. И каждый раз ждешь чего то интересного. Ну… Может сейчас… И ничего. Вообще ничего. Нам дают возможность чуть пострелять через пару часов сюжета на Болотах, пытаясь развеять уже застоявшееся чувство скуки. Пытаются запугивать в лабораториях. Не пересказать как страшно... Постреляем в полтора десятка мишеней на базе GRC с пригорка и захватываем болтовней Периметр. Не интересно. Игроку дают возможность чуточку пострелять в секретном бункере Долга нескольких мешков предварительно выдав ПКМ с 250 патронами. Постреливаем без каких-либо ухищрений и проблем, включаем генератор, забираем ящик и что? Дальше то что? А это и есть все веселье. Можно пострелять с полста наемников GRC на Свалке. И? Может сейчас начнется что-то интересное в игре! Нет. Где-то за три часа до финала нас предупреждают о том что назад дороги не будет и предлагают подготовиться. Ну наконец-то хоть какая-то в игре движуха началась. Штурмуем ЧАЭС с монахами, проваливаемся в «параллельный мир», где встречаем Болотного Доктора и его новую группировку. И все. Дальше игра окончательно сдувается так и не начавшись. Мертвый город с бесами в виде детей из какого-то «параллельного мира», которые развешивают сингулярную лапшу на уши. С наслаждением, каждую, очень сингулярно. И финал игры на генераторах. Не поверите! Снова в центре локации небольшие пострелушки. За нейтральным к ГГ Меняющим Лица прилетел летающий аппарат. Он улетает. Начинается выброс. Бежим обратно и Панцер на вертолете отвозит нас на Периметр на Кордоне. Все…И ЭТО ВСЕ? Да. О завершении мода совсем не жалеешь, чего не скажешь о своем времени.
Создается ощущение скомканности сюжетной линии. Она как будто сшита лоскутами в единое целое из того что было. Периодически игроку развешивают на уши лженаучные теории из фантастики 80-х про время и пространство. Дешевые фокусы типа возьми листок, согни вдвое и вот две точки в пространстве сошлись в одной точке...Когда это услышите, не забывайте смотреть по сторонам и проверяйте содержимое своих карманов.
Локаций в моде немного, они взяты из ЧН и других модов. Некоторые переделаны и добавлены свои объекты, погода, графические эффекты. Локации на поверхности: Сортировка, Кордон, Болота, Темная Долина, Свалка, Агропром, Армейские склады, Рыжий лес, Лиманск, Госпиталь, ЧАЭС, Генераторы. В «параллельных мирах» - АТП, Путепровод Припяти, Мертвый город. Подземки - Агро, x-10 на Свалке, x-18 в ТД и секретный бункер Долга в Рыжем лесу. Последний полностью создан с нуля авторами мода. Трудно судить о качестве, потому что вентиляционных шахт там я не видел. Темно было, может не туда смотрел? А это и не важно - большинство локации скучные и без сюрпризов. Ничего интересно в них не найдете. Из запоминающихся мест можно отметить только комнату за дверью в тайнике Стрелка в подземке Агро, Периметр, Бункер Долга. Ни Башня на Свалке, ни кафе Хард-Рок на Сортировке, ни мобильный бункер ученых на Агро, ни подвалы с компами или ящиками, ни даже установка, открывающая путь в Лиманск, не тянут на уникальные места. Складывается впечатление что их просто воткнули для галочки на локации. Вообще ни к месту. Целое Хард кафе, в которое по квестам зайдем всего 2-3 раза. Рациональность такого труда обсуждать не стану. Не мое дело.
Персонажи у команды Зауруса тоже не задались. Главный герой, далее ГГ - криминальный элемент с романтическим взглядом на мир, которого каждый залетный фраер пользует на свое усмотрение как рядовую шестерку. И Грек легко и с радостью ведется на сомнительные предложения незнакомых или едва знакомых ему людей. Выбора нет. Иначе сюжета не будет. Удивляет контракт ГГ с перспективой кинуть работодателя. Даже и не знаю кто хуже ГГ, который взял контракт в надежде кинуть корпорацию до своего предполагаемого устранения или корпорация которая устраняет своих сотрудников после выполнения работы. А молчание о внутренней кухне корпорации кто должен хранить?
Вторичные персонажи также невыразительны и скучны. Не хочется ничего о них знать вообще. Взял задание, сдал задание. Пока. Надеюсь больше не увидимся. Но есть три персонажа интересных в игре. Пулевич - высокомерный и спесивый представитель корпорации, которого все таки сами авторы растоптали событиями о переходе контроля Периметра в другие руки. Не хватило у авторов фантазии довести его историю до более логического завершения и передать высокомерие «Илитки». Другой интересный персонаж - Абамыч. Очень колоритный и не задействован в игре никак. Встречается дважды - на Болотах и в Восточной Припяти. И третий самый интересный - Болотный доктор. Не смотря на его кратковременное появление перед самым финалом, он получился на все 100%. Не ищите в других персонажах мода чего то таинственного и интересного. Нет этого. Кто-то возмутится, а как же Стрелок в Припяти? Ну и что? Никогда его в играх и модах не видели раньше? Его появление не вызывает никаких эмоций. Вообще.
О звуковой составляющей в моде сказать особо нечего. Музыка есть в игре. Отключается полным устранением звука в игре. Музыка не к месту. Мешает читать диалоги и разбираться в деталях. Песня «яблочки» в баре на болотах содержит угрозы к физической расправе с некоторыми группами лиц по идеологическим мотивам, обещание покалечить и наслаждаться страданием, угроза изнасиловать женщину. Что в этой «песне» смешного? У авторов этой песни необходимо проверить состояние психического здоровья. Вне всякого сомнения. Зачем в моде такие «песни»?
В моде озвучены некоторые сюжетные диалоги и переговоры по рации. Далеко не все. Но что-то есть.
В кафе Хард, один из персов ляпнул «Салам баранам, хрен мусорам!». Оскорбление людей до запятой и после. Зачем вообще такие фразы в игре и тем более их озвучивать? В реальной жизни совсем другая картина. Может это мечты или пожелания? Авторы, вы все диалоги в моде озвучили? Сил на все хватило?
Еще одну звуковую составляющую оставлю для завершения. Она действительно удивляет.
Теперь пройдемся по новым и старым игровым механикам. Из нового игра предлагает управление шлагбаумами, ловушки для артефактов и фонарик подсвечивающий дополнительную важную информацию,предметы, в том числе числовые панели для разблокировки дверей.
Идея со времен народной солянки, что нельзя так просто руками взять артефакт здесь эволюционировала и теперь для его поимки требуется спецсредство. Изъять из спецсредства артефакт можно у ученого в Лиманске.
Числовые панели, выявляемые спецфонариком со спецназванием помогают открывать двери у которых при простом осмотре нет панели управления. Единственный предмет, который можно найти со спецфонариком - флэшка в закрытой комнате в Госпитале.
Лженаучная терминология про пространства убрана. Спецфонарик подходящее название.
Доски с объявлениями. Прямо из классического фоллаута. Взяли листок с заданием. Выполнили. Ищите человека, чтобы сдать задание. В моде только три задания. И два из них висят аж до Лиманска, что ближе к финалу игры. Указать такое развитие событий, чтобы игрок не суетился почему никто не принимает задания, авторы не сочли нужным.
Но убери всю это новую механику в игре и что поменяется? Шлагбаумы можно обойти. Артефакты можно собирать по старинке. А к каждой двери приделать нормальную числовую панель. А вместо досок диалог с барменом. Что изменится в сюжете, если убрать это все? Ничего. Интересно конечно пару раз пощупать это все, а потом начинает только раздражать. Потому что требует каждый раз дополнительные манипуляции.
Из старого есть увеличенное место для артефактов на поясе. Суммарно около пятнадцати. Зачем? Обвешаться как абориген камешками? Этот здоровья добавляет. Этот сила добавляет. Этот позволяет хабара больше таскать. Этот делает зоркий глаз на охота. Этот слух. Этот для жена добавляет…Вера в силу камушков это крайней степени идиотизм. Самую отвратительную механику сталкера для фанатов фэнтези с колдунами, драконами, эльфами и прочей гадостью добавили еще больше. Как в солянке сотни и тысячи процентов защиты. И кто после такого читер и дикарь?
Если не можете вообще выпилить возможность носить артефакты в игре, то пять контейнеров достаточно. Из них три под обязательные для сюжета приборы. И все.
Еще есть реаниматор Пума. Автоматически использует бинты, аптечки, антирады, энергетик. Возненавидел сразу же как поднял. Дело даже не в том, что при загрузке игры или смерти ГГ голос произносит одни и те же ненужные фразы, и даже не в том что при каждом потреблении женский голос считает обязательным сообщить что это устройство применяет к ГГ. Дело в том, что этот реаниматор не умеет грамотно использовать вверенный ему ресурс. Если застрянете в очаге с высокой радиацией то это устройство будет высасывать из вашего рюкзака антирады со скоростью 2 в секунду. Заканчиваются они очень быстро. Зато кровососы сосать вас могут долго, под монотонный женский голос. Пока не выйдете в меню или рюкзак не опустеет.
Игровое наполнение мира оставляет желать лучшего. Основная часть игры это пробежки взад-вперед по локациям. Они успеют вас вымотать. Конечно сталкер это и есть беготня, но авторы нисколько не пытаются этот недостаток игроку облегчить. Скорее даже наоборот. Нельзя спецсредствами удаленно очередные пару фраз передать? Чем же в игре тогда заниматься? Нельзя конечно. Секретные перешептывания в публичных местах при свидетелях конечно безопаснее.
Несколько раз игроку придется пересекать Кордон прячась от вертолета. Один раз в Темной Долине. Из средств борьбы только огнестрельное оружие. Попадаете, вертолет загорается и улетает с локации. Потом при возвращении на локацию или при полной перезагрузке игры, он возвращается отремонтированным. Надо пока он быстро не улетел еще в него стрелять. Забавно как гражданская модель вертолета поливает ГГ нурсами и очередями из пулемета. Невообразимо интересное занятие. Прятаться с автоматиком от вертолета. Ничего интереснее авторы не придумали...А нет же! Придумали!
Стационарные турели. Что-то вроде автоматического станкового пулемета, который видит вас за половину локации и естественно отправляет ГГ на перезагрузку с одного попадания. И это не все. Авторы разнообразили игру еще больше.
Игрок будет прощупывать перезагрузками каждый шаг вприсядку между турелями в Госпитале. Но тех кто дойдет до ворот стройки, с другой от Лео и монахов стороны, ждет разочарование. На входе две турельки и подняться они не дадут. Игра заглючила, надо возвращаться назад в госпиталь и искать возможность открыть заблокированную паролем дверь. Карта доступа в трупе в этой же секции госпиталя. Может иногда не сразу появляться в трупе сталкера или он сам может исчезать. Внимательнее.
Можно ли назвать это вообще увлекательным испытанием игры? Нет конечно. Сколько бы времени на прощупывание маршрута и загрузки не потребовалось, это все проходимо. Грустно что такое предлагают в моде вообще.
Загадки с паролями тоже не радуют. В подземке Агро отправляют читать Библию. Хорошо. Подобрали, взяли что надо, бежим запускать установку, возвращаемся, а дверь закрыта. Что такое? Наверное так надо по сюжету. Выходим из подземки. А вот и нет. Пока вы бегали тюда-сюда 10-15 минут пароль сменился. Очень логичная загадка. В жизни же часто ваши ключи к вашему имуществу не подходят уже через 10-15 минут вашего отсутствия. Так ведь?
Пароль к воротам Периметра мне так никто и не сообщил и сам я не догадался бы. Как можно из 111-575 3m сделать 11111 или 55555 ??? КАК??? Заурусы мастера головоломок, не иначе. Осторожнее могут сломать ваш мозг и логику. Хотя может у меня просто уровень интеллекта низкий. Не рассчитал свои скромные возможности.
В моде вообще полная размытость целей и неясность условий выполнения квестов. Условия и цели только в головах разработчиков мода и даже и не надо пытаться их слишком далеко искать, иначе убежите вперед сюжетки и сломаете игру. Застряли на 5 минут, смотрите в гид или видео на ютубе. В голову к авторам все равно не залезете.
Пример. Попадаете в «параллельный мир» с бандитом Могильщиком, беседуете с ним, побеждаете его, и как можно скорее хотите выйти из этой темноты. И вряд ли станете искать что-то или кого-то на локации, потому что условия ее открытия очень уникальные. Выйдете как можно скорее и не найдете одного сталкера на локации и останетесь без спецоружия. А потом обнаружите, что несмотря на диалог, метательные ножи не смогут победить Меняющего Лица. И он будет обиженно, прижавшись к траве уползать. А вот оружие спрятанное на «призрачном АТП» очень быстро победит МЛ.
Пусть летит на своей тарелочке куда хочет. Это не важно. Смотрите гид, переигрывать в это вам не захочется.
Пустота на локациях заполнена ордами бронебойных мутантов разного калибра. Оставлять их нельзя и зачистка не доставляет удовольствие. Все равно появятся орды новых при следующем посещении локации.
В игре есть аж один напарник. Он походу бессмертный, идет не оглядываясь, напролом, а игрок должен вокруг него подчищать чтобы напарнику хорошо было. Не обращайте на него внимания. Сам дойдет.
Искусственный интеллект в игре очень примитивен. Не видят в упор. Так что все пострелушки, за исключением GRC на Свалке, просто тир со стоящими мишенями.
Хорошо хоть от выбора одежды в моде игрока избавили. Одна на всю игру.
Российский десант на Янтаре и надпись «Разбудите мена на перемоге» на футболке беса в виде мальчика, скорее всего не более чем троллинг украинцев. Гаденько конечно, но а чего от нас, россиян, еще ждать, живущих уже почти пять лет под постоянным воздействием боевой пропаганды? Вполне предсказуемо.
В баре на болотах висят рисунки с Че Геварой. Меня до сих пор умиляет как имперские шовинисты ходят с маечками и флажками с Че. Дескать мы настоящие интернационалисты и все такое. Напомню, что после посещения Че Геварой СССР и до поездки в Боливию он очень интересные вещи говорил, которые у нас никак не хотят ни видеть, ни слышать. А именно что никакого социалистического братства не существует, что Куба разменная пешка в игре СССР, что русские грязные империалисты. То есть для Че что США, что СССР - одно и тоже. Вы с ним согласные что-ли и поэтому его изображением висит в баре?
И теперь переходим к «изюминке» моего обзора. Бродя по пустым коридорам x-18 я поймал себя на мысли, что отчетливо слышу какую-то фразу и она мне знакома. Гугл подтвердил, что я не ошибся. Не поверив, я спустился еще раз в X-18 на самый нижний уровень, где лучше всего слышно и понял что это именно эта фраза.
Мужской голос из темноты нашептывает - хайя аля салят. Во снах та же фраза. Это слова из азана - исламского призыва к молитве. Означает - спешите к молитве. Я очень далек от мысли, что взрослые люди, которыми являются команда Зауруса никогда не слышали в жизни азана. Представляете из темноты нашептывают, словно какие-то сущности, на арабском спешите к молитве. Это откровенно враждебный к мусульманам акт, который расценивать иначе как проявление исламофобии невозможно. И вина эта лежит на всей команде разработчиков. Никто не может вам, авторам, указывать кого надо любить, а кого ненавидеть. И никому не интересны ваши личные убеждения, о чем вы со своими родственниками и друзьями беседуете. Но есть рамки приличия в поведении в обществе. Мод распространяется свободно, он не под замком для своих. Это публичный материал, как и любое другое творчество. Будь-то песни, рисунки, или видеоклипы. И когда вы пытаетесь в общественном месте (вашем моде) высказывать идеи, что мусульмане это такие мракобесы нашептывающие что-то там на арабском, у меня для вас нет иных чувств кроме брезгливости. Стоило ли вообще на такие уловки тратить свое время?
https://www.youtube.com/watch?v=ukZae8Ljn1o — ссылка на азан с переводом, на 1:30 та самая фраза на арабском. Можете сравнить сами что и где вы слышите.
Ни красивая графика, ни переделанные локации, ни отличная оружейка,ни новый транспорт, ни качественная озвучка и даже новые игровые механики не спасают игру. Команда разработчиков настолько увлеклась составлением загадок и продумыванием веток сюжета, что вообще забыла про игрока. Скука, грусть, уныние - эти три чувства сопровождают практически всю игру, за исключением некоторых кратковременных сюжетных моментов. Когда кажется ну вот он сюжетный поворот и сейчас то все раскроется и развернется. А не...Показалось... Ничего интересного. Скука, грусть, уныние...
Откровенно слабый по сравнению с Упавшей Звездой мод. Халтура. Не тратьте на него свое время.